Управляйте на здоровье!

В США до 70% биологически активных добавок продается методом прямых продаж. По мнению ряда российских экспертов, пищевые добавки должны продаваться в аптеках, а российский рынок БАД недостаточно регулируется. Вместе с Роберто Пиона — генеральным директором Vision Group, работающей в 17-ти странах мира, мы постараемся разобраться в этом вопросе.По мнению Роберта Пиона, БАДы лучше продавать напрямую, а не через аптеки, т.к. это дает возможность формировать культуру отношения к здоровью. Vision Group рассматривает здоровье каждого человека в качестве стратегического ресурса, которым можно и нужно управлять. Прямые продажи пищевых добавок в этой связи являются возможностью продвижения подобной идеологии здоровья. «Такое продвижение идеи невозможно через аптеки, — говорит Роберто Пиона. Как бы хорошо ни были подготовлены провизоры и фармацевты, никто из них не будет объяснять покупателям, почему есть смысл использовать именно такой комплекс, и с какими прочими мерами профилактики и поддержания здоровья его правильно сочетать. В аптеках это невозможно сделать даже за неимением времени для подробного разговора с каждым клиентом».

Более того, в противопоставлении «аптека или прямые продажи» заложен другой конфликт — «конфликт интересов» между фармацевтикой и нутрицевтикой или иными направлениями превентивной медицины. Превентивный подход предполагает целенаправленные усилия для того, чтобы не заболеть. «В том числе правильное питание, — говорит Роберто Пиона. — БАДы помогают восполнять недостаточность минералов, витаминов и других необходимых человеку веществ для того, чтобы успешнее справляться с вызовами, рожденными цивилизацией».

Человек тратит энергии в 1,5 раза меньше, чем в середине 20 столетия, — энерготраты сократились до 1900-2100 ккал/сут. В результате резко снизилась потребности в пище, а потребность человека в жизненно важных эссенциальных пищевых и биологически активных веществах осталась практически на прежнем уровне. Потребность в биологически активных веществах определена эволюцией развития человека и закреплена на генетическом уровне.

По мнению д.м.н., профессора Института питания РАМН Бориса Суханова, «дефицит биологически активных соединений в рационе питания приводит к снижению резистентности организма к неблагоприятным факторам окружающей среды (маладаптации), формированию иммунодефицитных состояний, нарушению функции систем антиоксидантной защиты, хронизации болезней, повышению риска развития заболеваний, снижению качества жизни и эффективности лечебных мероприятий».

Институтом питания РАМН выявлено более 120 биологически активных соединений растительного, животного, биотехнологического происхождения, относящихся к минорным компонентам пищи, механизм действия которых расшифрован и тем самым обеспечена возможностью их применения в составе БАД для индивидуализации питания, восполнения дефицита полезных веществ в рационе и снижения риска развития многих заболеваний.

Основные требования к биологически активным добавкам, вне зависимости от места их продажи, предъявляются к составу, допуску к обороту и информации для потребителей.

Состав биологически активных добавок должен соответствовать в первую очередь требованиям той страны, в которой они производятся. Законодательства стран существенно различаются, и Россия сегодня предъявляет одни из самых жестких требований.

В США перед выводом на рынок биологически активных добавок фирме-производителю достаточно предоставить в соответствующий орган информацию, доказывающую их безопасность. Страны Евросоюза ограничивают вещества, разрешенные к использованию при производстве БАД, и устанавливают безопасные дозы. Новые вещества могут вводиться в состав БАД только по результатам достаточных научных подтверждений их эффективности и безопасности.

В России в дополнение к требованиям стран Евросоюза существует перечень запрещенных компонентов, среди которых, помимо сильнодействующих, наркотических и т.д., запрещено использование неприродных синтетических веществ.

«Разные требования, безусловно, усложняют разработку рецептуры. Но я хотел бы подчеркнуть, что во всей продукции Vision Group используются только натуральные компоненты», — говорит Роберто Пиона. Компании-производители, как правило, самостоятельно разрабатывают рецептуру. Vision сотрудничает с европейским лидером в области фитотерапии — фармацевтическим концерном Arkopharma, поставляющим продукцию в 60 стран мира. «В России продукция французского концерна представлена только через Vision Group», — поясняет Р. Пиона.

К обороту в России в отличие от стран ЕС и США допускаются только пищевые добавки, прошедшие государственную регистрацию — сертификацию качества и безопасности.

Государственная сертификация используется также в Японии, однако добровольная. Там регистрация БАД возможна в двух категориях FOSHU (foods for specified health use — продукты для улучшения состояния здоровья, но не лекарственные препараты; в данную категорию может попасть любая продукция (включая продукты питания, напитки, БАД) и FNFC (Foods with Nutrient Functional Claims — продукты, с функциональными заявлениями относительно питательных веществ), для каждой из которых установлены свои требования. Компании используют данную регистрацию в качестве дополнительного инструмента, стимулирующего продажи, и отмечают рост продаж на 20-30% после получения соответствующего сертификата.

В России схожая процедура введена Роспотребнадзором. Это позволяет компаниям, прошедшим добровольную сертификацию, выносить дополнительную информацию для потребителей на этикетку, например, указания на то, что препарат предназначен для оптимизации углеводного, жирового, витаминного или иного обмена веществ; для нормализации и/или улучшения функционального состояния; для снижения риска заболеваний. При этом без сертификации Роспотребнадзора запрещено указывать на любые медицинские эффекты биологически активных добавок.

В США потребителям предоставляют минимальную информацию. В основном о целях применения, например «восполнение какого-либо компонента при хронической его недостаточности», «применение в целях оздоровления», «восстановления структурно-функциональных нарушений в организме». Обязательно должно быть указание на то, что продукт не предназначен для лечения.

В странах Евросоюза обязательно требуется перечисление всех ингредиентов, суточная доза, а также предупреждение о невозможности использовать БАД в качестве замены питания.

В России в дополнение к европейским требованиям необходимо указывать сведения о противопоказаниях и необходимости проконсультироваться с врачом.

«Вообще, рынок биологически активных добавок лучше всего развит в странах с высоким уровнем жизни, — говорит Роберто Пиона. — Значительная часть населения развитых стран не только понимает выгоду вложения средств в профилактику и сохранение здоровья, но и имеет такую возможность. Таким образом, мы рассчитываем, что стабилизация экономической ситуации в России будет способствовать увеличению объема российского рынка биологически активных добавок».

Источник.: "Ремедиум" №9 2007.

Автор: Елена ПАНОВА

Корзина

Ваша корзина пуста