ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК К ПИЩЕ

Ситуация, сложившаяся сегодня на рынке биологически активных добавок к пище (далее БАД) в Российской Фе­дерации, едва ли поддается контролю. Разнообразие БАД стремительно увели­чивается, с каждым годом составляя всё большую конкуренцию лекарственным и гомеопатическим препаратам. На сегод­няшний день в России зарегистрировано более 4 000 наименований БАД.Основная цель реализации БАД, как и в любом другом бизнесе, это по­лучение прибыли. Но при этом нельзя забывать, что продукция содержит био­логически активные вещества (далее ВДВ), поэтому именно обеспечение её качества должно быть приоритетной задачей, К сожалению, производители и дистрибьюторы БАД часто забывают о том, что несут ответственность за жизнь и здоровье потребителя.

В настоящей статье мы постара­емся обозначить основные проблемы актуальной и многогранной темы — ка­чество биологически активных добавок к пище.

1) Проблема объективной необхо­димости БАД. Для создания эффективных БАД требуются квалифицированные, длительные и детальные исследования пищевой ценности, фармакологической активности, физико-химических свойств продукции, изучение совместимости компонентов входящих в их состав и многое другое, что в сумме позволит позиционировать продукцию как объек­тивно необходимую для некой группы потребителей. Не каждый разработчик БАД может себе позволить эти доро­гостоящие исследования. Обычно дело ограничивается стандартной процедурой санитарно-эпидемиологической экспер­тизы, включающей в себя подтверждение безопасности продукта (микробиологи­ческая чистота, содержание пестицидов, токсичных элементов, радионуклидов) и наличия биологически активных веществ. В настоящее время у некоторых крупных производителей наметились тенденции более глубоких проработок рецептуры БАД, методов их стандартизации и под­тверждения эффективности клинически­ми испытаниями.

2) Проблема стандартизации БАД.

Целью стандартизации БАД и изложе­ния методик испытаний в технических условиях (далее ТУ) является гаран­тия стабильного качества продукции в процессе серийного производства. У большинства зарегистрированных БАД в разделе ТУ «Методы контроля ка­чества продукции» приводятся ссылки на методические руководства, ГОСТы, фармакопейные статьи или выдержки из них. Как правило, указанные в ТУ методики не подходят для испытаний декларируемой продукции, так как в них не отработаны методы пробоподготовки, не учтено влияние на испытание других компонентов, что приводит не только к существенным ошибкам при качественном и количественном оп­ределении БАБ, но и к невозможности воспроизведения методик и, следо­вательно, получения достоверного результата. Совершенно очевидно, что для каждого вида продукции тре­буются отработанные в лабораторных условиях методики количественного и качественного определения БАБ, а также физико-химических показателей. Для разработки и статистического под­тверждения методик требуются десят­ки, а иногда и сотни испытаний.

3) Проблема качества исходного сырья. Формально всё сырьё, при­обретаемое для производства БАД, должно иметь сертификаты, протоколы испытаний или другие документы, под­тверждающие его качество. Но прак­тика показывает, что при нарушении условий хранения и транспортировки, качество сырья может ухудшаться, что не всегда отражается на его внешнем виде. Следовательно, подтвержде­ние пригодности исходного сырья для производства, требует проведения ис­пытаний на соответствие нормативной документации (так называемый вход­ной контроль), что будет гарантировать качество готовой продукции БАД (ис­ключая технологические ошибки).

4) Проблема проведения испыта­ний качества БАД, Из-за высокой сто­имости аналитического оборудования не все производители могут позволить себе оснастить и аккредитовать про­изводственную лабораторию. Поэтому многие из них проводят испытания по договорам с аккредитованными на дан­ный вид деятельности Испытательными лабораториями. Для проведения испы­таний такой специфической продукции, как БАД, которая выпускается в разных лекарственных формах (таблетки, кап­сулы, пастилки, растворы, спреи, гели, порошки и др.) необходим опыт и соот­ветствующая подготовка специалистов, современные высокоточные средства измерений, испытательное оборудова­ние и рабочие стандартные образцы,

Реклама БАД в средствах массовой информации, транспорте, поликлиниках и т. д. постоянно увеличивает объем их продаж. Нам бы хотелось, чтобы производители уделяли должное вни­мание качеству своей продукции, так как реализация некачественной продукции дискредитирует не только сам продукт, но и ложится «черным пятном» на репутацию производителя, тем самым оказывает негативное влияние на отно­шение к БАД у потребителей. Решение вышеперечисленных проблем позволит защитить добросовестных производите­лей и здоровье потребителей.

Материал взят с сайта www.obad.ru

Корзина

Ваша корзина пуста