Обзор биодобавок применяемых для лечения и профилактики глаз

С помощью зрения человек получает около 80% информации об окружающем мире, поэтому необходимо избегать воздействия вредных факторов, которые могут привести к снижению или даже полной потере зрения. Но в наш век стремительно развивающихся технологий уберечь свое “зеркало души” от негативного воздействия практически невозможно – мы ежедневно смотрим телевизор, работаем за компьютером, читаем книги и т.д. Сегодня в российских аптеках существует широкий выбор средств, как биологически активных добавок, так и лекарственных препаратов, с помощью которых можно нивелировать нагрузку на зрение. Лекарственные препараты представлены, в основном, глазными каплями, снимающими раздражением и красноту. Большинство же пероральных препаратов представляют собой биологически активные добавки (БАД). В настоящем аналитическом обзоре мы рассмотрим российский аптечный рынок БАД, действие которых направлено на профилактику и/или лечение заболеваний глаз (таких как повышенная утомляемость глаз, снижение зрения и т.д.) – далее по тексту БАД Группы. Период исследования 2004-2006 год, все данные приведены в ценах оптовой аптечной закупки.Ассортимент БАД Группы в 2006-м году был представлен ~ 100 торговыми наименованиями. Для сравнения, в 2004-м году ассортимент составлял почти в два раза меньше – 59 торговых позиций, в 2005-м – 93 позиции. Таким образом, всего за два года – ассортимент БАД Группы увеличился почти в два раза, что говорит о востребованности биологически активных добавок, воздействующих на органы зрения. С каждым годом, доля продаж БАД Группы от общего объема реализации всех БАД увеличивалась. В 2004-м году она составила около 7% долл., в 2005-м — ~ 8% долл., в 2006-м – почти 9%. Увеличивались и объемы розничной реализации БАД Группы. В 2004-м году они составили около 8,8 млн. долл., в 2005 выросли более чем в два раза – 20,2 млн. долл., в 2006-м году темп прироста несколько снизился, а объемы продаж составили ~ 24, 9 млн. долл.

В состав многих БАД Группы входит черника, ее экстракты или биологически активные вещества – антоцианы. Антоцианы черники улучшают чувствительность сетчатки глаза к изменению освещенности, усиливают остроту зрения, уменьшаю утомляемость глаз. Антоцианы черники являются своеобразными восстановителями сетчатки глаза. В состав некоторых БАД Группы входит лютеин, который в сетчатке глаза преобразуется в зеаксантин. Лютеин и зеаксантин препятствуют старению и разрушению клеток сетчатки и таким образом предупреждают возрастное снижение зрения.

По итогам 2006-го года лидером, как и в 2004-м и 2005-годах стала биологически активная добавка “Черника-форте” от компании Эвалар ЗАО, доля продаж этой БАД составила 30,9 % долл., объемы розничной реализации выросли более чем на 20% (Таблица 1). В сравнении с 2005-м годом доля продаж “Черники-форте” не изменилась, однако темп прироста снизился. Для сравнения, в 2005-м году прирост объемов реализации “Черники-форте” составлял более 80% долл. Снижение темпов прироста объясняется стремительным ростом объемов реализации ближайшего на сегодняшний день конкурента “Черники-форте” — БАД от компании Экомир ЗАО – “ Лютеин-комплекс”. Доля продаж “Лютеин-комплекса” в 2006-м году составила 22,9 % долл. (в 2004-м году -6 % долл., в 2005-м – около 10% долл.), прирост объемов реализации – более 170 % долл.

Третье место по итогам 2006-го года заняла БАД “Окулист” от компании Диод ЗАО, доля продаж этого препарата составили около 12 % долл., объемы реализации снизились на 8 % долл. В сравнении с 2005-м годом положение “Окулиста” ухудшилось – в 2005-м году он занимал второе место, доля его продаж была выше – около 16 %.

Среди новинок БАД Группы, появившихся в российских аптеках в 2006-м году в ТОП-20 торговых наименований вошли – “Софья витамины для глаз (формула 40+)” от Фора-фарм, “Лютеин форте” от Экомира и “Стрикс Кидс” от Nycomed.

Среди производителей наибольшее количество препаратов БАД Группы производит компания Эвалар ЗАО – 6 торговых позиций (“Черника форте”, “Звездная очанка”, “Направит витамины для глаз”, “Реликтовые травы Алтая очанка лекарственная”, “Гинкго черника”, “Травиата травы для зрения”). Три из этих торговых наименований “Черника форте”, “Звездная очанка” и “Направит витамины для глаз”, заняли 1-е, 5-е и 20-е в ТОП-20 торговых наименований БАД Группы, а сама компания Эвалар ЗАО по итогам 2006-го года вышла на 1-е место в рейтинге фирм-производителей БАД Группы (Таблица 2).

Компания “Эвалар” занимала лидирующие позиции в рейтинге производителей БАД Группы также и в 2004-и и в 2005-м годах, однако доля “Эвалара” в сравнении с 2004-м годом снизилась более чем на 9% долл. (с 39,5 % долл. до 30,9% долл.). Более чем в 3,5 раза снизились и темпы прироста (в 2005-м году прирост объемов реализации БАД Группы, произведенных Эваларом, составлял 81% долл., в 2006-м году – всего 23% долл.). Снижение темпов прироста Эвалара объясняется снижением объемов реализации некоторых БАД Группы этого производителя (например, объемы продаж БАД “Звездная очанка” упали на 31% долл.), а также значительным ростом объемов продаж БАД Группы фирм-конкурентов. В частности, продажи “Лютеин-комплекса” от ближайшего конкурента Эвалара — компании Экомир — выросли на 175% долл.

Экомир уверено продвигается к первому месту в рейтинге фирм-производителей БАД Группы. В 2004-м году эта фирма занимала 4-е место в ТОП-10, доля ее продаж составляла 6,5% долл. В 2005-м году Экомир, хотя и не поднялся на более высокое место в рейтинге, увеличил долю продаж своих БАД группы до ~ 10% долл., а прирост объемов продаж составил более чем 270% долл. По итогам 2006-го года Экомир занял второе место, а доля его продаж увеличилась более чем в два раза и составила более 24% долл., темп прироста хотя и снизился, но при этом остался довольно высоким – более 180% долл. Третье место в 2006-м году заняла компания Диод ЗАО – 12,4% долл.

Большинство БАД Группы – отечественного производства. Доля импортных БАД Группы в 2006-м году составила всего около 6% долл., что несколько выше, чем в предыдущие периоды (3% долл. – в 2004-м и 5% — в 2005-м).

Что касается цен на БАД Группы, то наибольшим спросом пользуются отечественные препараты с ценой за одну условную упаковку, находящуюся в диапазоне от 50 до 99 рублей, и импортные – в диапазоне от 100 до 499 рублей. Самый низкий спрос на недорогие импортные БАД Группы (от 50 до 99 рублей) и дорогие отечественные БАД Группы (более 500 рублей) – Диаграмма 1. Отечественные БАД Группы с ценой за упаковку более 500 рублей на диаграме не показаны, так как их доля очень мала – 0,11% долл.

Таким образом, в российских аптеках представлен достаточно широкий ассортимент биологически активных добавок для профилактики и лечения заболеваний органов зрения. Однако, применяя средства для глаз, необходимо все же по возможности снизить количество факторов, которые оказывают негативное влияние на зрение: не читать в плохоосвещенном месте, делать перерывы в работе за компьютером на 5-10 минут каждый час, реже смотреть телевизор и т.д.

Материал взят с сайта www.obad.ru

Корзина

Ваша корзина пуста